Нынешнее лето было очень жарким на события, одним из них была встреча президентов США и России, состоявшейся 16 июня.
Особенно внимательно за ней следили в Минске. По информации источников Украинского центра безопасности и сотрудничества (УЦБС) в украинских спецслужбах, нелегитимный президент Беларуси Александр Лукашенко имел опасения, что во время переговоров он может стать предметом торгов между Джо Байденом и Владимиром Путиным, и вроде даже требовал от президента России гарантий, что этого не сличится.
При этом в спецслужбах высказывали мнение, что если к осени изменений в верхушке Беларуси не произойдет, Лукашенко может продержаться во власти еще довольно долго. Как мы видим, изменений не произошло, однако нелегитимный президент Беларуси пошел на некоторые уступки Кремля.
«Союзное государство»
9 сентября состоялась очередная встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина.
По результатам этой встречи были согласованы 28 интеграционных карт. 10 сентября они были одобрены правительствами, а подписание должно состояться 4 ноября на заседании Высшего госсовета «Союзного государства».
За последний год это уже пятая встреча Путина и Лукашенко, каждая из них силами обеих пропаганд разгонялась в информационном пространстве до статуса «чрезвычайной», «исторической», «решающей» и т.д., но по результатам этих встреч по большому счету ничего не происходило. Количество интеграционных карт постоянно меняются, но их полное содержание широкой общественности неизвестен.
Так же особо не проясняют смысл и главные действующие лица «интеграции», ограничиваясь общими фразами: «усилить», «углубить», «улучшить», «гармонизировать» и т.д.
9 сентября, на самой пресс конференции, Лукашенко выглядел достаточно уверенно, благодарил Путина и Россию, и критиковал Запад «что находится на грани развала». Глава РФ выглядел немного больным, часто кашлял, но в целом также выглядел уверенным в успешности и своевременности процесса создания «Союзного государства». Кстати, 14 сентября стало известно, что Путин пошел на вынужденную самоизоляцию «в связи с выявленными случаями заболевания коронавирус в его окружении».
При этом, на трибуне, с которой выступал Лукашенко, не было герба Беларуси, в отличие от трибуны Путина, где герб России был.
В конце пресс конференции, отвечая на вопрос журналиста о том, на каком этапе после этой встречи находится процесс «сближения», которая длится уже более 20 лет, Путин ответил, что нужно было начинать именно с того, о чем договорились сейчас — создавать экономическую базу — фундамент взаимоотношений, а все остальное — это уже политическая надстройка. Также он добавил, что уже после того, как эти договоренности будут выполнены, можно будет говорить о следующих шагах, однако, это уже будет делом будущего, «поскольку ситуация быстро меняется».
Сами экономические договоренности хотя и предусматривали создание единой валюты «Союзного государства», однако от этого решения решили отказаться. Так же в Кремле пока отвергли вопрос создания единого парламента, а единый рынок электроэнергии, нефти и газа планируется создать до конца конца 2023 года.
Последние заявления Лукашенко , сделанные того же 9 сентября, только усиливают подозрения в том, что интеграция Беларуси с Россией по союзному договору в том виде, в котором она планировалась ранее, не имеет реальных перспектив быть реализованной.
«Сейчас два поколения после этого выросло, и сегодня уже невозможно ту интеграцию реализовать», — заявил сам Лукашенко.
Конечно, нельзя делать какие-либо политические прогнозы там, где политика зависит исключительно от решений двух автократов. Однако пока еще больше складывается впечатление, что реальная интеграция неинтересна в первую очередь Александру Лукашенко, который использует ее исключительно как инструмент для торгов, получения финансов от Москвы и поддержания своего очень нестабильного положения после проигранных президентских выборов в 2020 году. Кремль, в свою очередь, использует Лукашенко в своих предвыборных целях, продавая своим гражданам новую геополитическую «победу» в виде фактической аннексии Беларуси.
Внутренняя ситуация
Специальная докладчик ООН Анаис Марин назвала репрессии в Беларуси хуже катастрофических.
Режим Лукашенко направляет «ужасные репрессии» против правозащитной группы «Весна», волонтеры которой собирают информацию о нарушениях прав человека в Беларуси. В итоге это влияет на способность Женевы отслеживать ситуацию и должным образом сообщать о репрессивной политике.
Такого же мнения придерживаются и белорусские правозащитники — всего за лето 2021 по политическим мотивам было арестовано еще 236 человек.
Общая тенденция выглядит так, что от массовых репрессий против активных граждан, нелегитимная власть Беларуси перешла к террору всего общества. Большое количество дел в течение последних месяцев касалась обычных граждан, которые хотя бы каким-то образом пытались выразить несогласие с режимом. Людей арестовывают даже за предпочтения и комментарии в социальных сетях, а источником «цветной революции» провозглашают детские сады и школы.
Военная интеграция
Еще в начале года в рамках интеграции России и Беларуси были согласованы «военные интеграционные карты». Согласно заявлениям чиновников обоих государств, речь шла о совместной системе ПВО, совместных центрах подготовки военных, совместном управленим войсками и т.д.
Но и здесь Лукашенко, вероятно выторговывая лучшие для себя условия, не спешил сдавать позиции.
Так, в конце лета он заявил, что в размещении войск РФ на территории Беларуси нет никакой необходимости.
Также, по информации российских СМИ, несмотря на попытки Москвы договориться о оперативном подчиненим сил и создании единого военного центра принятия решений, договориться с Минском так и не удалось. Это весьма показательно отразилось на руководстве учениями «Запад-2021», которое осуществлялось начальниками генеральных штабов России и Белоруссии, а не единым центром.
Однако, как раз накануне встречи Путина и Лукашенко, ситуация начала меняться.
8 сентября министерство обороны Беларуси опубликовало информацию о переброске менее трех истребителей Су-30СМ ВКС России, которые будут нести совместное боевое дежурство по охране воздушных границ «Союзного государства».
12 сентября, находясь на полигоне под Барановичами, Лукашенко намекнул на «угрозу», которая вроде бы идет от Запада и вспомнил об опыте 1941 года, когда Беларусь была захвачена нацистскими войсками:
«Вы видите, как они себя ведут. Поэтому нельзя расслабляться, учитывая опыт 1941 года, когда мы все успокаивали, всех успокаивали — не отвечайте на провокации и прочее, — а затем получили оглушительный удар и практически Беларусь потеряли за пару-тройку месяцев».
Лукашенко также заявил о намерении разместить на границе с Украиной российские зенитно-ракетные комплексы C-400. По его словам, именно этому была посвящена часть разговора с Путиным. Всего по планам, Беларусь планирует приобрести у России вооружения на общую сумму более 1 млрд долларов.
«Мы с белорусскими и российскими генералами обсуждали эту тему. Нас начинают с юга подогревать. А что еще будет … Мы должны готовиться — 1200 км границы с Украиной, поэтому нам придется закрывать и этот периметр. И мы как раз говорили о том, что С-400 нам очень пригодятся. И он (Путин) дал поручение министру обороны, чтобы с нашими проработали эти вопросы для того, чтобы можно было поставить эти комплексы нам», — заявил Лукашенко.
Об Украине и белорусско-украинской границе Лукашенко снова вспомнил 27 сентября во время совещания с силовиками. На этот раз поводом стали «базы США», которые якобы создаются в Украине под видом учебных центров. При этом Лукашенко вновь публично привязывает к вопросу о Украине Путина, или чтобы усилить свои слова, или из-за того, что новая «угроза» для Беларуси навязана именно лидером России.
«Вы видите, они туда, в Украине, тянут натовские войска. Под видом учебных центров они создают фактически базы. Базы США создают на Украине. Ясно, что нам надо на это реагировать. Мы с президентом России проводили и проводим консультации по этому вопросу и договорились, что там надо делать какие-то действия. В противном случае мы завтра будем иметь прямо на границе Беларуси и России неприемлемую для нас ситуацию», — сказал Лукашенко.
«Запад — 2021». Военные аспекты
С 10 по 16 сентября Россия и Беларусь официально провели совместные стратегические военные учения «Запад-2021» . Кроме организаторов, в учениях приняли участие военные контингенты вооруженных сил Армении, Индии, Казахстана, Киргизии и Монголии, а также представитель военной делегации Шри-Ланки. Всего по официальной информации — около 200 000 человек, более 700 единиц боевой техники и более 80 самолетов и вертолетов.
Настоящая количество участников «Запада» неизвестна, ранее НАТО уже обвиняло Москву в занижении количества реальных участников во время проведения учений в 2017 году. В этом году в Главном управлении разведки МО Украины (ГУР МОУ) также заявили еще в начале учений, что боевой авиации и артсистем будет применено больше, чем было официально заявлено.
Фазы учений начались еще в июне. По информации украинских спецслужб, на них значительное внимание уделялось:
— отработке действий штурмовых подразделений в городе и густонаселенной территории при поддержке механизированных войск.
— много тактических эпизодов выполняла авиация, в частности нанесения ударов по оперативным резервам, стратегических объектах — что по сути являются элементами наступательной операции.
В украинской разведке считают, что во время «Запада» фактически отрабатывался сценарий захвата восточных регионов Украины. Кроме того, Россия и Беларусь работают над формированием трех совместных учебно-боевых центров, один из которых будет находиться в Беларуси, и вероятно, будет использоваться для постоянного присутствия российских войск.
Также в этом году обучение характерно значительным передвижением войск. Уже начиная с марта-апреля из центральной части России до границ с Украиной перебрасывались мощные подразделения. Это свидетельствует о том, что Россия активно отрабатывает создания группировок, передвижения резервов, отработки нормативов по переброске и сокращении времени.
«Изучаются возможные районы будущих боевых действий и осуществляются слаживания подразделений именно благодаря выполнения элементов, присущих уже операциям в реальных боевых условиях», — заявил представитель ГУР МО генерал-майор Вадим Скибицкий, обсуждая российско-белорусские учения.
Это подтверждается словами заместителя Министра обороны Российской Федерации, который выделил следущие итоги учений: «Запад-2021» показал, что мы можем в короткие сроки создавать мощные межвидовые группировки, спланировать боевые действия по любым направлениям, прекратить любую агрессию, решительным ударом образумить и отрезвить любого врага».
Поэтому говорить, что интеграция России и Беларуси происходит только на бумаге — нельзя, но и быстрых шагов по этому направлению пока не ожидается, по крайней мере в политических вопросах.
Создав внутренний террор в стране, Лукашенко стремится перекрыть любую возможность своей замены, и хотя публично в этих стремлениях он обвиняет Запад, скорее всего, что на самом деле он боится именно вмешательства Москвы.
Однако, Кремлю даже выгодно такое положение — внимание ЕС из России сместилось на Беларусь, а США заняты Афганистаном и Китаем. Кроме того, такими темпами РБ может перегнать РФ по количеству западных санкций, а следовательно Лукашенко нужны будут российские деньги — а это дополнительная возможность давления на Минск.
И хотя непризнанный глава Беларуси пытается сохранить власть в своих руках, уступки России в военной сфере таки происходят. Но врядли странам НАТО есть о чем волноваться, кроме как о наплыве мигрантов. В 2024 г. в России состоятся выборы президента, поэтому борьба между двумя кремлевскими «собирателями земли русской» — Владимиром Путиным и Сергеем Шойгу станет жестче. И здесь поглощения только Беларуси может показаться мало.
Фото: ТАСС
Авторы: Оксана Кузан, Борис Грачев